Параллакс. Нодальная точка объектива

Если при съёмке панорамы, вращать фотокамеру, просто вокруг штативного гнезда, то кадры не получится сшить воедино, вследствие параллакса (изменения видимого положения объекта, относительно удалённого фона, в зависимости от положения наблюдателя). Поэтому вращать камеру следует вокруг нодальной точки объектива.

Это важно при съёмке не только сферических панорам, но и - обычных, плоскостных. Правда, для них это – чуть менее критично, а, если фотографируемый пейзаж не имеет переднего плана (если все объекты находятся примерно на одинаковом расстоянии от фотокамеры) – этим нюансом можно пренебречь.
Поэтому плоскостные панорамы, без переднего плана – можно снимать даже вообще без штатива, «с рук». Пример – простая панорама, составленная из трёх кадров, снятых без штатива.

Но, если фотографируемые объекты находятся на разном расстоянии от фотокамеры – это не позволит сшить кадры в панораму. В этом случае объектив должен вращаться не вокруг штативного гнезда фотокамеры, а вокруг своей нодальной точки.
Нодальная точка – это точка, в которой сходятся лучи в оптической системе объектива. В инете можно найти информацию по нодальным точкам ряда объективов, но, всё-таки, желательно уточнить её местонахождение опытным путём. Если вы используете зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния она будет различной.
Для того, чтобы определить нодальную точку объектива, установим фотокамеру на вращающийся круг, или на панорамную головку (если она уже имеется). В качестве объекта съёмки выступят две вертикальные узкие линейки (можно использовать, например - стойки от осветительных приборов). См. схему ниже. Одна находится – на расстоянии 30 см от объектива (обозначена на схеме – синим цветом), а вторая – на расстоянии, примерно 3 метра (обозначена на схеме красным цветом). Они расположены на одной линии перед объективом.
Лучше, если они и в реальности будут разного цвета - это облегчит корректировку положения фотокамеры.

01

Вот так процесс будет выглядеть в том случае, если панорамная головка у вас уже есть:

Сначала просто совместим центр круга (или центр штатива) и штативное гнездо фотокамеры. Затем, установив объекты съёмки, начнём смещать поворотный стол (или поворачивать панорамную головку), влево и вправо, вокруг своей оси (зелёная стрелка на схеме). При этом в видоискателе фотокамеры (или на ЖК-экранчике), будет видно, что изображения ближней и дальней линий смещаются в разные стороны, друг относительно друга.
Для того, чтобы добиться их совпадения – необходимо смещать фотокамеру от центра круга (чёрная стрелка на схеме).
Первоначально изображение ближней линейки будет смещено, относительно дальней, к краю кадра. Поэтому, сначала камеру надо будет сдвигать назад.

Скорее всего, при первом поиске, на каком-то этапе мы проскочим искомую точку, и изображение ближней линейки окажется смещённым, относительно дальней, уже - к центру кадра. И теперь камеру придётся двигать уже вперёд.

В результате, после проведения этих манипуляций, изображения ближней и дальней линеек, должны совпадать, при любом повороте камеры. Контроль взаимного расположения линеек лучше всего производить в режиме Live View фотокамеры, с максимальным увеличением.

05

Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Зато, если она определена правильно, и штатив выставлен по уровню - тогда, при любой съёмке, даже в салоне автомобиля (пример пример), на панораме не окажется засечек, которые придётся долго править вручную.